1Все больше и больше современных ученых принимают выводы материализма. С каждым новым открытием его позиции укрепляются. Материализм был порожден наукой, наблюдениями над природой еще на заре человеческого познания. Он был выражением научной точки зрения на каждом этапе прогресса познания. Поэтому с изменением научных методов, с новыми открытиями и материализм принимал новый вид. В наши дни материализм излагается уже не в тех терминах, в каких он излагался во времена Декарта или Дидро и тем более Демокрита. В результате величайших достижений науки XIX и XX веков его содержание стало несравненно богаче.

В XVIII столетии науки о природе были развиты еще весьма слабо. Мир представлялся гигантской машиной, подчиненной законам механики. Бюффон, выдвинувший совершенно новые и очень глубокие идеи об эволюции, был почти одинок. Материализм Дидро был механистическим. Современный же материализм стал диалектическим. Это значит, что идея развития, постоянного изменения, вечного становления окончательно заменила собой концепции мира как чего-то статичного, застывшего.

Действительность является не неподвижной, а изменяющейся. Все движется, все обновляется, все находится в состоянии активности. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» В настоящее время это уже не просто поэтическое выражение, каким оно было у древних, но и научная истина, притом самая проверенная, самая общая.

Итак, диалектика учит, что в каждый момент времени и в каждой точке пространства что-то рождается и развивается, а что-то распадается и исчезает. То, что кажется устойчивым, уже начинает отмирать; из его смерти рождается жизнь. Таков бесконечный процесс движения.

1Это вечное изменение подчиняется закономерностям, которые существенно отличаются от правил логики Аристотеля. Со времени Аристотеля принципу непротиворечивости философы придавали абсолютное значение. «Какая-либо вещь,— утверждали они,— не может одновременно и быть собою и не быть». Но в действительности все вещи именно таковы. Каждый предмет содержит в себе противоречие: он является самим собой и в то же время своей противоположностью. Это внутреннее противоречие разрешается в становлении.

По существу природа — это возникновение и исчезновение различных явлений. Все развивается. Но развитие означает вместе с тем и разрушение; возникать — значит начинать исчезать. Жизнь включает в себя смерть. Жизнь рождается из напряженной борьбы со своей противоположностью. Существующее в данный момент подготавливает будущее, то есть подготавливает свое исчезновение, создавая то, что придет ему на смену.

В доказательство сошлемся на биологию. Она учит, что каждый человеческий организм представляет собою совокупность клеток — целое «сооружение» из них. Клетка — это «единица» организма; возникновение, рост и развитие организмов — все это результат увеличения числа клеток и их дифференциации. Каждый человек в определенный момент представляет собой клетку величиной в тысячную долю миллиметра. Впоследствии он становится скоплением миллиардов клеток. Каждая клетка не бездеятельна — она активна и находится в постоянном движении. В ней сосредоточена интенсивнейшая физико-химическая деятельность. Клетка все время находится в процессе разрушения и вместе с тем восстановления. Жизнь отнюдь не является тем, чем ее считали идеалисты: неким нематериальным началом, будто бы оживляющим материю.

Жизнь — это противоречивый процесс в действии

Если мы обратимся к физикам и химикам, они дадут нам не менее ценные сведения. Они отмечают, что физические тела также не являются неподвижными, они постоянно изменяются, превращаются одно в другое, и их различные наблюдаемые качества — результат предшествующих количественных изменений. Эта истина была установлена к середине XIX века английским физиком Джоулем и пятью другими учеными которые независимо друг от друга почти в одно и то же время сформулировали на основе своих открытий закон механического эквивалента теплоты.

Теплота — это не что иное, как движение; звук, цвет, температура, электричество, магнетизм также представляют собой движение и приводят к движению. При анализе мы имеем лишь колебания, лишь волны, возникающее одни из других, превращающиеся при определенных условиях из одного вида в другой. Несколько большее или несколько меньшее число колебаний в единицу времени либо возросшая или уменьшившаяся их энергия — ив результате получается качественное измене­ние.

В химии мы также повсюду находим доказательства того, что количественные изменения веществ приводят к изменениям качественным,— об этом свидетельствует каждая химическая формула.

Всякое изменение в природе порождается, стало быть, определенными модификациями количественных характеристик движения. В известный момент процесса возникает предмет, представляющий новое качество. Количество переходит в качество.

1В добавление к сказанному отметим, что непрекращающиеся превращения совершаются в природе не постепенно, не в форме медленных и непрерывных изменений, а внезапно, путем резких изменений. Эта общая истина получила свое подтверждение в знаменитой теории квантов, в частности в работах немецкого физика Макса Планка, в чем и состоит одна из крупнейших его заслуг. Планк показал, что источник света испускает волны не так, как колокол или камертон, не непрерывно, а толчками, прерывисто. Например, лампа посылает в окружающее ее пространство «порции» энергии — одну, вторую, третью и т. д., одну за другой и в таком большом количестве и так быстро, что соз­дается впечатление непрерывного излучения. Эти «порции» энергий Планк назвал квантами.

Развитие через постоянные скачки — это общий глубокий закон природы. И не случайно, что этот закон включен в методологию диалектического материализма.

Само собой разумеется, что этот испытанный метод — метод диалектического материализма — применим к процессу исследования не только в области естественных наук. Человеческое общество не находится где-то вне природы, оно составляет ее часть. Общество возникает, живет и развивается в соответствии с законами, которые открыты диалектическим методом.

Идеалисты думают, что миром управляют абстрактные идеи. По их мнению, каждый народ с самого начала обладает особым духом, особыми идеями. Именно этот дух народа, именно эти врожденные идеи и являются якобы источником его институтов и его куль­туры. Человек будто бы еще до всякого опыта уже имеет понятия морали, добра, справедливости. Здесь снова идеалисты не принимают во внимание саму жизнь, материальные условия деятельности человека, его общественную деятельность.

Материализм же, напротив, ищет причины направленного развития общества не в воображаемых понятиях, но в конкретной истории человечества. Именно история является всеобщим воспитателем и просветителем. Лишь историческая наука — настоящая наука об обществе. Она — «наука наук». Притом она отнюдь не представляет собой той «основанной на догадках» ограниченной науки, о которой с презрением говорят метафизики — любители абстрактности.

История показывает, что социальные явления, так же как и все другие, вечно изменяются, что они непрерывно претерпевают превращения. То, что кажется прочным, в действительности обречено на гибель в результате столкновения противоположных сил. Настоящее объясняется прошлым, в котором оно отчасти уже содержалось, и его нельзя понять иначе, как путем исследования его происхождения.

1Социальные изменения в каждом обществе обусловливаются формой производства материальных благ. Маркс доказал это в высшей степени убедительно. Прежде всего, необходимо жить и производить средства жизни. А для того, чтобы производить, необходимы более или менее совершенные орудия. Прогресс орудий производства оказывает определяющее влияние на ход исторических событий. Изменение способа присвоения этих орудий приводит к коренным изменениям отношений между людьми.

Какова же история способов производства на протяжении истории человеческого общества? Кто был собственником различных орудий труда? Если мы можем конкретно ответить на эти вопросы, значит, мы понимаем, каково направление социального развития и каковы законы исторического прогресса   законы процессов, происходящих в человеческом обществе.

Изобретение водяной и ветряной мельниц, корабельного руля, плуга с железным лемехом, кузнечного горна, хомута, пороха, паровой машины, ткацкого станка, локомотива, динамо-машины, двигателя внутреннего сгорания, автомобиля, самолета, радио оказало решающее влияние на историю общества. История дает бесчисленное множество доказательств того, что понятия людей и формы их общественной жизни изменялись благодаря прогрессу материального производства, а не под влиянием абстрактных идей или религиозных и метафизических систем. Взгляды людей изменялись вместе с изменением материальных условий жизни, вызванным созданием и применением новых машин.

Когда люди трудятся изолированно каждый в своей лавочке, когда преобладает ручное производство, они мыслят иначе, чем тогда, когда они объединены тысячами на большом новом заводе, оборудованном сложными машинами, которые делают труд объединенным, солидарным, придают ему общественный характер. Производительные силы при феодализме иные, чем во времена рабства, разительно изменяются они в эпоху крупных трестов и высокой концентрации капитала. История общества — это история не завоевателей и королей, это история производителей необходимых людям благ.

Нетрудно проследить «применение законов диалектического метода» ко всей истории общества. С умиранием того или иного строя растет та социальная сила, которая ему противостоит, но которая возникает в его недрах. Капитализм возник и развился в недрах феодального общества; затем он уничтожил этот строй, и вместо дворянства к власти пришла буржуазия. Так же закономерно за время своего господства капитализм создал могущественный класс пролетариат, с каждым днем усиливающийся благодаря прогрессу машинного производства, концентрации капиталов, умножению числа экспроприированных из среднего класса и массового переселения жителей сельских местностей в города. Именно этот класс пролетариев создает строй, идущий на смену капитализму, который, таким образом, сам создал себе своего могильщика.

Наконец, история человеческого общества учит, что переход от одной общественной формации к другой совершается не путем медленных и непрерывных изменений, а путем борьбы и революций. История богата революционными событиями, благодаря которым новый общественный строй сменяет старый, идущий к упадку и обреченный на гибель в результате его внутренних противоречий.

Каково внутреннее противоречие капитализма? Оно заключается в том, что форма производства материальных благ — общественная, коллективная, а собственность на орудия производства остается частной. Отсюда периодически повторяющиеся хронические кризисы; отсюда мировые войны, которые лишь приближают конец капитализма. Капитализм несет с собой войны, «как туча несет в себе грозу».

Во времена Древней Греции и Рима, на протяжении средних веков и в последующие столетия история отмечена постоянной классовой борьбой и глубокими социальными потрясениями.

Итак, в обществе, как и везде в природе, развитие совершается скачкообразно, через революционные изменения.