египетская астрология

Существует вероятность, что египетский календарь был создан по образу зодиака.

Интерпретация, которую дают нам историки, и в частности египтологи, указывающая на развитие, практику или использование астрологии в античном Египте, сводится к малому. Они чаще упоминают об астрономии и календаре, в основу которого положены ежегодные гелиакические восходы одной и той же звезды. Гелиакический восход — первый после некоторого периода невидимости восход небесного светила (звезды или планеты) непосредственно перед восходом Солнца: «восход в лучах утренней зари». Так, совпадение начала года с гелиакическим восходом Сириуса, предвещавшим разлив Нила, играет особую роль в хронологии Древнего Египта.

Обладая сегодня так называемым глобальным видением подобного рода явлений, можно сказать, что такие совпадения встречаются более часто, чем кажется, если находиться в определенной точке земного шара. Однако священники и писари, держатели знания, определили первый день египетского календаря, или Новый год, именно в результате совпадения двух природных явлений. Одно из них — гелиакический восход Сириуса, который происходил в момент летнего солнцестояния, то есть в самый продолжительный день в году, когда Солнце входит в знак Рака, предвещая акхет (сезон разлива рек). Другое — земное событие, имевшее огромное значение для выживания и процветания народа античного Египта, то есть начало разлива Нила, который делал землю плодородной. Отметим также, что этот календарь использовался в течение 4500 лет, в то время как юлианскому календарю не больше 2000 лет. В Древней Руси юлианский календарь был известен под названиями «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона».

ОТ ЗОДИАКА К КАЛЕНДАРЮ

Многолетние наблюдения гелиакических восходов Сириуса дали возможность египетским жрецам установить продолжительность года в 360 дней. В конце года добавлялось 5 праздничных дней, не входивших в состав месяцев. Эти дни, называемые эпагоменами(на греческом языке epagomenosозначает «дополнительный день»), считались днями рождения богов: первый — Осириса, второй — Гора, третий — Сета, четвертый — Исиды и пятый — Нефтиды. Это время необходимо было проводить в поклонении богам, чтобы получить их защиту, и даже рекомендовалось ничего не делать и не предпринимать в эти дни.

За несколько столетий до нашей эры египетские жрецы уже знали, что их год короче действительного, но египтяне из религиозных соображений хотели, чтобы их праздники, в которые приносились жертвы богам, случались не в одно и то же время года, а проходили и освящали все месяцы года. Фараоны при вступлении на престол давали клятву не изменять длины года, то есть не прибегать к вставке дополнительного дня в каждые четыре года. Известно, что не только Гиппарх, но и Птолемей в своем «Альмагесте» пользовался «блуждающим» годом.

Долгое время считалось, что египтяне не пытались исправить свой календарь и привести его в соответствие с движением Солнца. Однако в 1866 году при раскопках одного храма в дельте Нила нашли плиту, на которой египетскими иероглифами и по-гречески была сделана надпись, имеющая важное значение для истории календаря. Это был так называемый Канопский декрет царя Птолемея IIIЕвергета из династии Птолемеев. В декрете от 7 марта 238 года до н.э. говорится: «Так как звезда (Сириус) за каждые четыре года уходит на один день вперед, то, чтобы праздники, празднуемые летом, не пришлись бы на будущее время на зиму, как это бывает и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 и пяти добавочных дней, отныне предписывается через каждые 4 года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в счислении времен года отныне верно исправлены царем Евергетом». Следовательно, в этом историческом документе впервые содержалось предложение о введении високосного года. Если бы этот декрет вступил в силу, то средняя продолжительность египетского года составляла 365,25 суток, то есть в точности равнялась так называемому юлианскому году, принятому двумя столетиями позже.

Таким образом, в Древнем Египте существовало два подхода к действительности мира, которые были взаимодополняющими и должны были рассматриваться и интерпретироваться под двумя различными углами. Так, календарные ритмы отражали желание античных цивилизаций организовывать мир и реальность так, как они ее себе представляли, по принципам, исходящим исключительно от временных и материальных забот. Зодиакальные ритмы сохраняли толкование абсолютной жизни, поскольку небо воспринималось как зеркало, в отражении которого события и судьба были не абстрактными мерками, а циклами и основаниями, наблюдаемые вечно. Эта разница, более заметная, чем в относительно давние времена. Существует и сейчас между современным календарем и нашими мерками времени, которые учитываются во всех астрологических параметрах, известных нам как предельно точные, и зодиаком, который кажется плодом воображения, основывающегося на ошибочных принципах.

Тем не менее можно предположить, что именно на основе зодиака, о котором нам известно, это абсолютный круг из 360 градусов, египтяне создали свой календарь. Египетский зодиак разделен на 12 отрезков по 30°, и каждый градус имеет особое значе­ние. Мы обнаруживаем, что и в египетском календаре с удивительным постоянством повторяются три числа: 12, 30 и производное от них число 360 = 12 х 30