1Материализм заявляет, что мир материален.

В противоположность идеализму, для которого материя — только иллюзия или видимость, материализм утверждает, что материя существует. Она не создана никаким богом. Материя и связанная с ней энергия вечны; они лишь претерпевают различные превраще­ния. Материя первична, она представляет собой не что иное, как реальность, существующую объективно, вне и независимо от нашего ума, от нашего сознания. Закон сохранения энергии действовал в природе и тогда, когда на Земле еще не было людей, способных его познать.

Даже если бы все обитатели Земли были уничтожены, говорил физик Макс Планк, небесные тела по-прежнему подчинялись бы закону всемирного тяготения. Не мы творим внешний мир. Он сам заставляет нас признать свое существование с непреодолимой необходимостью.

Основой всех наших знаний являются ощущения, возникающие в результате воздействия на наш организм предметов внешнего мира. Ощущения возникают в мозгу; они — отражение материи.

Мышление было бы невозможно, если бы ему не предшествовали и его не сопровождали различные химические изменения, происходящие в нашем организме и в мозгу. Оно не может протекать без затраты химической энергии.

Процесс мышления требует совершения работы и поэтому неизбежно вызывает утомление. Между мышлением и работой существует эквивалентность, говорил Ледантек; нет такого человека, который бы жил, но ничего не ел или мыслил, но ничего не ел. Мышление связано с мозгом и отнюдь не представляет собой ка­кую-либо отдельную «сущность», оно неотделимо от нашего организма.

Мышление — продукт развития материального мира и его часть.

1Что же такое материя? Каковы понятия о ней сов­ременных ученых? Считают ли они, что она инертна, пассивна, хаотична? Быть может, они полагают, что материя — это сила зла и мрака, что это хлам или нечто непристойное и грязное? Отнюдь нет, они отвергают эту фантасмагорию.

Для современной науки материя является всегда «живой», движущейся. Современные ученые восприняли гениальное предвосхищение старого материализма Демокрита, который считал, что мир состоит из атомов. Они углубили и уточнили понятие атома. Сегодня они склонны признать, что атом по своей структуре подобен солнечной системе в миниатюре. Все вещество в природе состоит из атомов или самостоятельно существующих элементарных частиц, находящихся в вечном движении Материя обладает самодвижением, даже если она кажется инертной.

Атомы — это средоточие энергии. Они сообщают окружающему их материальному полю волнообразное движение, которое наши органы чувств превращают в различные ощущения. Это поле, являющееся своеобразным видом материи, непрерывно изменяется. Всюду простирающаяся материя и человеческое сознание, которое постигает мир с помощью ощущений, имеют, по существу, одну и ту же природу. Мышление, возникшее, таким образом, из материалвного источника, вместе с тем представляет собой новое качество материи; материя приобретает особые свойства, вступает в особую форму движения. Мышление точно так же отнюдь не инертно. Оно играет громадную роль в жизни человека. Мышление оказывает активное обратное воздействие на природу, из которой оно произошло.

Таково первое коренное различие между материалистами и идеалистами; перейдем теперь ко второму.

Метафизики-идеалисты и церковники оспаривают тот факт, что человеческий разум способен познавать законы природы.

1Они считают, что существует Непо­знаваемое, которое разум, предоставленный самому себе, никогда не сможет постигнуть. Рассудок, говорят они, слишком слаб — он бессилен проникнуть в тайны вещей. Человек подобен дождевому червю или трос­тинке; природа для него — книга за семью печатями. Человек должен смириться и склониться перед богом, перед верой, перед откровением, перед толкованиями, которые даны раз навсегда в священных книгах.

Но философы-материалисты и ученые придерживаются совершенно другого мнения. Благодаря непрерывному совершенствованию различных приборов, создаваемых с целью дальнейшего расширения области того, что доступно для восприятия с помощью наших органов чувств, физики, химики, биологи, астрономы формулируют законы природы все более и более верно, все более и более точно. Они уже раскрыли много старых тайн. Их новые достижения каждый день заставляют отступать так называемое Непознаваемое, которое в действительности представляет собой лишь еще непознанное. Их уверенность в том, что наука будет и впредь постоянно развиваться, их убежденность в том, что человеческий разум способен получать объективные знания о природе, основываются на следующих двух доводах.

Во-первых, отныне ученые достаточно хорошо знают, каково строение изучаемых ими тел, чтобы быть в состоянии самим их воспроизвести. Природные процессы создают, например, определенные химиче­ские вещества в организмах растений и животных. Химики не в настоящее время способны производить точно такие же вещества синтетическим путем. А это значит, что они смогли эти вещества глубоко и всесто­ронне изучить. Химики синтезировали каучук, нефть, сахар, жиры, многочисленные продукты, приходящие на смену природным материалам,— их список увели­чивается с каждым днем. Электролиз и катализ совер­шают настоящие чудеса.

Во-вторых, ученым удалось сформулировать законы, которые оказались всеобщими. Истинность их проверена и гарантирована опытом всех людей, практикой жизни всего человечества, которые неопровер­жимо доказывают объективность этих законов — объективность, очевидную для всех тех, чей ум не искалечен мистикой, предрассудками, недоверием к науке. Когда Николай Коперник утверждал (предварительно доказав это), что Земля не является центром вселенной; когда Ньютон открыл закон всемирного тяготения; когда Гюйгенс выдвинул гипотезу о волновой природе света; когда Фарадей заложил основы электродинамики — все они были твердо убеждены в том, что их концепция мира соответствует действительно­сти. Ухищрения «чистой» Мысли не помешают людям видеть, что научный закон, постоянно проверяемый практикой жизни,— это действительный закон.

Мистики и церковники могут сколько угодно настаивать, что не в этом состоит абсолютная истина, сколько угодно твердить о бессилии человеческого разума. Но что такое абсолютная истина? Абсолютной истины нет. Есть лишь истины, все более и более приближающиеся к абсолютной…

Если и существует абсолютная истина, то она заключается в том, что все относительно.

Но мистики не считают себя побежденными.

Они утверждают, что если наука и смогла — после тысячелетних поисков, пройдя путь, полный противоречий и заблуждений,— прийти к установлению неко­торых законов, которые к тому же постоянно оспари­ваются и пересматриваются, то существуют проблемы, которые она никогда не сможет разрешить,— это проблемы происхождения мира и цели.

1Откуда произошел мир? Как он возник? Каков конечный итог, какова цель жизни? Только религия, уверяют нас церковники, только акты веры или порывы сердца могут удовлетворить требования ума и чувств относительно этих проблем.

И действительно, все очень просто, если только поверить в бога, творца вещей, который, кроме того, оказывается и примером морального совершенства.

Церковники говорят нам: Бог сотворил мир таким, что он является наилучшим из возможных, несмотря на свирепствующее в нем зло. Бог создал мир, чтобы последний служил целям человека; человек же в свою очередь должен поклоняться этому совершенному Богу. И добавляют, что справедливость будет соблюдена только в том случае, если наша душа будет бессмертна, если она сможет продолжать жить после смерти тела в потустороннем мире, где добро будет вознаграждено, а зло наказано.

Этим традиционным взглядам, утвердившимся много веков назад, наука, по мнению богословов, может противопоставить якобы только колебания и сомнения. Если будут оспаривать постулат об умиротворении душ, говорят они нам, то на душе у людей возникнет невозместимая пустота, и наука не сможет ее заполнить.

На эти возражения науке есть что ответить и притом ответить с неопровержимой убедительностью.

Конечно, на первый взгляд, толкования, которые дают древние религиозные мифы, представляются простыми и ясными. В глазах верующих иудаистов и христиан «Книга бытия» раз и навсегда установила истинную правду о нашем происхождении. Впоследствии церковные соборы, казалось, навсегда закрепили определенные догматы, которые в конце концов были внушены верующим традицией, а также преследованиями инакомыслящих. Но кто теперь осмелится заявить, что он придерживается изложенных в библии вымыслов и измышлений церковных соборов?

Богатейший материал, накопленный в результате огромного числа наблюдений, опытов и мыслительной работы за целых две тысячи лет, позволил ученым дать разумное решение проблем происхождения и эво­люции вселенной. Превосходство этих решений над примитивными и наивными толкованиями древних открыто признано даже самой религией, которая вынуждена шаг за шагом сдавать свои позиции науке и волей-неволей признавать ее завоевания.

1400 лет назад, опубликовав свою книгу «Об обращении небесных сфер», польский астроном Николай Коперник открыл двери, ведущие в современный мир. До него в течение 1300 лет господствовала система Птолемея, согласно которой Земля находится в центре мира, а другие небесные тела вращаются вокруг нее. Коперник опроверг эти концепции Птолемея, доказав, что не Земля, а Солнце находится в центре «мира» (системы ближайших планет) и что Земля — такая же планета, как и другие. Какой переворот в науке! Биб­лейская концепция сотворения мира была опрокинута. Тех ученых, которые делали из открытия Коперника последовательные выводы, направленные против рели­гии, церковники Западной Европы пытались заставить замолчать. Но тщетно!

Благодаря новым вкладам в науку, сделанным впоследствии математиками, астрономами, химиками, физиками, биологами, утвердилась современная научная теория происхождения и развития Вселенной. Следующим после открытия Коперника важным этапом в истории науки было опубликование «Начал».

Ньютона, где излагалась концепция всемирного тяготения, которую Лаплас считал высшим творением человеческого разума. Затем появились на свет знаменитые гипотезы Канта и самого Лапласа. Позднее ученые, которые были их последователями, развили дальше и уточнили эти гипотезы, что позволило «воссоздать» историю образования нашей солнечной системы.

От первоначальной обширной туманности, разреженной, сильно раскаленной и вращающейся вокруг своей оси, отделились те части, которые были самыми удаленными от оси вращения. Эти части находились под действием центробежной силы, по своей величине превысившей силу взаимного притяжения, которой подчиняются все частицы материи. Таким путем миллиарды лет тому назад, отделившись от Солнца, возникла Земля.

Геологам удалось восстановить историю нашей планеты. Они подразделили ее на следовавшие друг за другом эры (архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская и кайнозойская), каждой из которых при­сущи свои характерные признаки, и установили при­близительную продолжительность этих эр. Они определили время возникновения жизни и объяснили, чем было вызвано это важное событие, подчеркнув роль солнечного и космического излучения в этом процессе. Они установили также, что представляли собой первые растения и первые животные.

1Дарвин в свою очередь доказал, что высшие формы растений и животных имеют единое, общее происхождение. Его главное открытие — это теория естественного отбора, действие которого проявляется в накоплении незначительных последовательных изменений, оказывающихся полезными для индивидов в их борьбе за существование. Если организм изменяется, пусть даже в незаметной степени, в направлении лучшего приспособления к условиям существования,— он имеет большие шансы выжить. Часть этих изменений передается наследственным путем последующим поколениям. Так объясняется происхождение многообразных видов животных и растений — не отдельными актами творения, как в священных книгах, а наследственностью и постепенными изменениями. Эволюция видов и появление человека получают, таким образом, свое объяснение без какой бы то ни было мистики.

Если Дарвин создал в XIX веке научную теорию происхождения видов живых организмов, то американец Морган исследовал возникновение и эволюцию первобытного человеческого общества.

Морган показал, что в определенную эпоху главная роль в первобытных обществах принадлежала женщине, матери.

Члены первых человеческих коллективов — родов или семей — группировались вокруг матери, которой они были обязаны своим появлением на свет и которая играла руководящую роль в их жизни. Многочисленные исторические факты позволяют утверждать, что матриархат был первой формой организации человеческого общества.

Морган установил, под влиянием каких факторов власть матери сменилась властью отца, мужчины, то есть каким образом патриархат пришел на смену матриархату.

В процессе эволюции патриархат был вытеснен парной семьей, законченный тип которой представляли романские и китайские общества.

1

Опираясь на достижения человеческого познания, Маркс и Энгельс построили современную науку об обществе.

С непревзойденной силой и ясностью диалектического понимания истории они объяснили, как на основе разделения общества на классы возникло государство. Они доказали, что с самого возникновения человечества история подчиняется определяющему влиянию экономических законов и классовой борьбы, которая продолжается и в настоящее время на большей части земного шара. Они показали, как человеческое общество в процессе развития переходило от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному и затем к капитализму. Маркс и Энгельс доказали также, что переход от одной общественной формации к другой объясняется изменениями в свойственном данной формации способе производства. И именно потому, что производство в нашем XX веке окончательно утрачивает свой индивидуальный характер, именно потому, что оно все больше и больше становится коллективным, общественным, коммунизм завоевывает на свою сторону все более и более значительную часть человечества.

1Итак, теория коммунизма неразрывно связана со всем развитием научного познания человечества. Она венчает всю его предшествующую историю. Перефразируя Бальзака, можно сказать, что коммунизм — это живая логика демократии

Наука, таким образом, продемонстрировала свою способность собственными средствами объяснить происхождение мира и причины общей эволюции в природе и в обществе. Отнюдь не нуждаясь в допущении о существовании бога, она дает ответы на все те вопросы, которые богословы и идеалисты объявили разрешимыми только религией. Более того, многих честных ученых логика последовательного мышления приводит к открытому атеизму.

1Биолог Ледантек — один из таких мыслителей с неподкупной совестью, твердо решивших до конца следовать науке не страшась тех выводов, к которым Она приводит верные ей умы. Будучи воспитанником школы Пастера, Ледантек с энтузиазмом и вдохновением отдавался своим научным исследованиям; поискам истины он посвятил всю свою жизнь. Вот почему он не мог оставаться равнодушным к тому, что с наукой все еще пытались обращаться как со «служанкой богословия».

Нет ничего выше науки. Что можно поставить над ней, кроме ребяческой догмы, опровергнутой всеми открытиями человеческого гения? В книге по атеизму (она так и называется: «Атеизм») Ледантек нападает на учение о боге как о творце мира.

Верующие думают, что бог всемогущ, что он совершенно свободен, однако они все же не могут отрицать, что природа подчиняется определенным законам, детерминизму. Противоречие! Они верят в чудеса — противоречие! Из того, что в физическом мире царят строгий порядок и гармония, они заключают, будто есть разумное существо, которое его создало, ибо, говорят они, когда видишь часы, невольно думаешь о часовщике. Плохое сравнение, так как часовщик не создает различных частей часов: он их только собирает и налаживает их работу. Рассуждения же подобного рода приводят к тому, что из бога делают архитектора, или «ремесленника», а вовсе не творца. Впрочем, если бы мы даже и допустили, что бог сам создал вселенную, трудность была бы не преодолена, а только отодвинута. Ибо откуда взялся он сам и кто его создал? Получается лишь, что одну тайну заменяют другой.

Кроме того, каковы основания для допущения, будто мир был сотворен? Нет никакой необходимости в том, чтобы мир имел начало. Наука доказывает, что материя и энергия сохраняются и лишь непрестанно претерпевают превращения из одной формы в другую. Может быть, скажут, что порядок в мире — строгие законы, управляющие движением планет, гармония между отдельными частями живого организма — свидетельствует о существовании конечной цели и божественного духа-распорядителя?

Но конечной цели нет; слишком легко высмеять ее, как это сделал Бернарден де Сен-Пьер. Существует приспособляемость живых организмов к окружающей среде. Человек, как и другие существа, представляет собой результат длительной эволюции. Развитие в природе совершается уже бесконечно долгое время. В течение миллионов лет приспособляемость живых организмов к окружающей среде направляла изменение многочисленных соединений, причем некоторые из них приобрели на известное время относительную устойчивость.

Ученым удалось сформулировать законы, которые управляют явлениями объективного мира, связанными всеобщим детерминизмом. В природе, где все движется и изменяется, никто никогда не наблюдал, чтобы неподвижное тело пришло в движение под воздействием какой-то нематериальной силы.

В действительности идея о боге — идея субъективная и антропоморфическая; это означает, что человек наделил бога своими собственными качествами, создал себе бога по своему образу и подобию. Но какой смысл в подобной заносчивости?

1Почти двести лет назад Иммануил Кант разбил четыре старых так называемых «доказательства» бытия и бога. Он убедительно показал несостоятельность богословия. Доводы Канта сохраняют свое значение и теперь.

Но только Марксу и Энгельсу и их последователям Ленину и Сталину суждено было ясно показать происхождение религиозных представлений. Религиозные идеи — продукт человеческого мозга. Они представляют собой не что иное, как результат проецирования человеком во внешний мир, то есть перенесения в него, содержания своего собственного сознания. В первобытном обществе, где силы природы господствуют над человеком и где он придавлен ими, он обожествляет эти силы, как это делали первые язычники. Эти творения его мозга, будучи спроецированы вовне, впоследствии кажутся ему обладающими самостоятельным существованием. Позднее в обществах, разделенных на классы, эксплуатируемый класс, не зная причин своего зависимого положения, стал приписывать их неведомой силе, из которой он создал бога.

1История учит, что религия — явление социальное, ее формы изменяются с изменением условий жизни людей. Политеизм, монотеизм, католицизм, протестантизм соответствуют различным эпохам исторического развития.

Наукой установлены закономерные черты и исторические этапы изменений в религии, различные формы которой сменяют друг друга в сознании верующих.

В нашу эпоху правящие классы заинтересованы в том, чтобы поддерживать у народа религиозные представления, так как они помогают эксплуататорам сохранять свои привилегии. Стоящая у власти буржуазия использует религию как средство ослепления народных масс.

Религия — опиум для страдающих и угнетенных

Власть имущие требуют религии для народа; они пытаются поддерживать религиозные традиции, которые всегда были могущественной консервативной, задерживающей движение вперед силой. Но религия не сможет быть постоянной защитницей капитализма, который низводит ее сегодня до роли средства обуздания и сдерживания.