1В обыденной жизни движение — просто перемещение в пространстве пешком или каким-либо транспортом. Люди не вникают, относительное оно или абсолютное.

В школе детей учат понимать свойства движения. В первую очередь движение характеризуется скоростью. Это абстрактное понятие, применимое к любому движущемуся объекту — величина перемещения в единицу времени.

С понятием скорости связано понятие ускорения. Чтобы изменить скорость, надо к объекту приложить силу. Ускорение или замедление показывает, как изменяется скорость в едини­цу времени. Студентам объясняют, что существуют разные типы движения, что каждому типу движения соответствует своя сила. Например, гравитационному движению соответст­вует сила инерции, движению электрона — магнитная сила, движение нуклонов в атомном ядре подчиняется ядерным силам.

В древности люди тоже пытались понять, что такое движе­ние. Вспомним хотя бы известную анорию Зенона, по которой Ахилл никогда не сможет догнать черепаху. В древнеиндий­ской философии есть утверждение, что весь мир иллюзия, майя.

1В средние века итальянец Г. Галилей (1564-1642 гг.), который изучал движение тел в гравитационном поле Земли, построил телескоп, наблюдал планеты и звезды, пришел к выводу, что Земля является рядовой планетой и вращается вокруг Солнца. За активную пропаганду своих взглядов он был привлечен на суд отцов Святой Церкви. Под угрозой пыток он был вынужден отказаться от своих взглядов, но, покидая судилище, Галилей сказал: «А все-таки она вертится».

Изучая движение, Галилей сделал открытие: для того, чтобы охарактеризовать движение, надо иметь точку опоры. Надо иметь неподвижную систему координат, относительно которой можно рассчитать скорость и направление движения объекта. Впоследствии это было названо законом или принципом относительности движения.

В каждом отдельном случае соотношение движения и покоя должно рассматриваться конкретно.

Принцип относительности многогранен. Древние считали движение вселенских светил от неподвижного центра — Земли. И. Ньютон за начало координат принял «центр» Вселенной и получил совсем другую картину Мира. А в теории А. Эйнштейна единая точка отсчета для Вселенной — исчезла. Хотя, точкой отсчета может быть сингулярность, но в это время отсутствует Вселенная. Получается так, что в каждом отдельном случае точку отсчета движения — то есть «покой» — надо рассматривать конкретно.

Например, Солнце покоится для Земли, а для Солнца покоится центр Галактики. Получается, что «Покой» так же относителен, как и «Движение».

Относительность движения и покоя является основополагающим, фундаментальным понятием. Это объективное явление природы.

В связи с тем, что нет абсолютного движения и покоя, в Природе должна отсутствовать пустота. Пространство — это тоже движение, но более «тонкое».

Всякое движение во Вселенной управляемо и управляет им «Покой». Неуправляемого движения в Природе нет. Если такое движение и появилось, оно тотчас же исчезает.