вампиры

«Дракула» Брэма Стокера был создан на основе истории жизни реального человека, графа Влада Цепеша, который родился в 1431 году на территории современной Румынии. Цепеш означает «пронзающий», и прозван он был так оттого, что любил насаживать своих врагов на кол в основном это были турки Османской империи, с которыми он сражался за свободу своей страны. О нем говорили, что он пил кровь своих врагов и ел их плоть, сидя за специальным столом и наблюдая за пьггками и смертью своих пленников.

Влад Цепеш впоследствии получил прозвище Дракула («сын дракона»), поскольку стал рыцарем священного ордена Дракона, гражданской организации, призванной защитить христианство от влияния язычников. Следует отметить, что дракон является дохристианским символом, защищающим женскую силу и мудрость, и патриархальная христианская мораль могла превратить его в отрицательный символ.

вампиры

Интересно, что символ женского начала связан с Дракулой примерно так же, как оборотень связан с циклами полнолуния, регулирующего приливы и течение крови (а соответственно и менструальный цикл). Многие люди также полагают, что ритуал умерщвления вампира связан с его возвращением матери-земле, дающей жизнь всему сущему.

Однако в 1453 году Константинополь был захвачен мусульманами, которые стремились подавить христианство, и Дракула встал на защиту своей земли. Его сторонники любили его, потому что он снова и снова побеждал турок, когда те пытались занять его родину. Он умер в 1476 году, предположительно от руки одного из своих людей, как говорили, турецкого шпиона.

В фильме Френсиса Форда Копполы «Дракула Брэма Стокера» Влад сражается с намного превосходящими силами турков. Он побеждает, но затем его планам препятствует новость о гибели его возлюбленной Елизаветы, которая убивает себя, думая, что он погиб. Многие, в том числе и Франсина, полагают, что история Дракулы и Елизаветы символизирует переход от времени доминирования женского принципа к жестким годам патриархального правления. Темнота тех лет, приведшая к тому, что природа Дракулы также стала темной, — еще один пример необходимости гармонии между эмоциями (женское) и разумом (мужское) во всех религиях.

вампиры

В книге «Мифы о вампирах и символика христианства: история любви «Дракулы Брэма Стокера» Джеффри Романишин утверждает, что «миф о Дракуле в частности и о вампирах вообще в течение веков оставался в тени. Но главный источник этой тени — не вампир и неверное мнение о том, что вампиры — зло и им не хватает человечности, а христианская церковь, которая по меньшей мере сыграла роль повивальной бабки в рождении вампира».

Когда умирающая Елизавета говорит Дракуле в конце фильма, что их любовь сильнее смерти, это дает нам надежду, что любовь, которая в своей чистоте есть не что иное, как Бог, в итоге преодолеет тьму.

До того как Брэм Стокер написал свою книгу, миф о вампирах в той или иной форме существовал в Центральной и Восточной Европе, Азии и Америке уже сотни лет. Многие полагают, что легенда о «существах ночи» началась с летучих мышей-вампиров, которые пьют кровь у домашнего скота и других животных (удивительно, почему с этим мифом не оказались связаны комары, но разумно предположить, что летучие мыши гораздо более странные и загадочные существа, чем надоедливые насекомые). В истории вампирам приписывались бессмертие, способность забирать жизнь другого человека, выпивая его кровь. Это указывает на наше желание бессмертия, за которое приходится платить немалую цену — вечные скитания до конца времен.

вампиры

Факты о вампирах

Многое было написано о символике глубокого смысла вампиров и их происхождения. Например, вампиры не могут переносить дневной свет, что символично, потому что свет обычно связан с добром; они также не могут пересекать воду, потому что вода обладает способностью очищать и даже передавать благословение при крещении. Вот другие распространенные верования по поводу вампиров и их происхождения.

  1. Тот факт, что вампиры не могут видеть своего отражения, относится к еврейской традиции (по линии отца я еврейка). Когда умирал человек, у евреев было принято завешивать все зеркала в доме. Я только потом поняла, зачем это делалось: считается, что если мертвый увидит свое отраже-ние, то не поймет, что умер, и таким образом может никогда не обрести покой.
  2. Многие говорят, что вампиры боятся чеснока. В книге «Вампиры в Европе» Монтегю Саммерс пишет, что накануне Дня святого Георга в Трансильвании все фермеры украшают двери своих домов
  3. венками из дикой розы, чтобы отпугнуть злых духов, возможно, также и вампиров. Кроме чеснока для отпугивания вампиров использовались паслен и борец (который по-другому называется аконит), потому что они содержат яд.
  4. Осиновый кол, как считается, может убить вампира, как и пули из этого дерева (отсюда же происходит поверье, что оборотня можно убить серебряной пулей). В статье 1885 года «Суеверия Трансильвании» Эмили Жерар пишет: «Каждый человек, убитый носферату (вампиром), сам после смерти становится вампиром и начинает сосать кровь у невинных жертв, пока злой дух не будет изгнан. Сделать это можно, раскопав могилу такого человека и пронзив его осиновым колом или выстрелив в гроб из пистолета)’. Брэм Стокер, без сомнения, использовал эти идеи в своей книге «Дракула».
  5. Некоторые жители Центральной и Восточной Европы считают лучшим средствам преградить путь вампирам боярышник, потому что у него есть шипы, а также колючий кустарник (включая розу), который использовался для защиты домов.

Видео: Вампиры